тел: (8313) 20-95-13
email: ds126_dzr@mail.52gov.ru
адрес: г.Дзержинск, пр-т. Циолковского, дом 48-А
Заведующий: Сахарова Наталья Валерьевна
тел: (8313) 20-95-13
email: ds126_dzr@mail.52gov.ru
адрес: г.Дзержинск, пр-т. Циолковского, дом 48-А
Заведующий: Сахарова Наталья Валерьевна
Игра имеет особое значение в жизни детей. Исследователь детских игр В.Ф.Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественна, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребёнка игра – серьёзное занятие, к которому он применяет свои слабые силы. Для него игра посильный труд».
Игры – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда
действия (движения); предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.
В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Именно через игру, во многом, дети воспринимают окружающий мир.
Народные игры не требуют специального игрового оборудования.
Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребёнком.
На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в прятки, салочки, различные игры с мячом летом, и в снежки, «снежную бабу» зимой.
В «Кучки» можно играть всей семьёй. Игра организуется летом на берегу реки, моря или во дворе. Водящий, выбранный считалкой, берёт по одной какой-нибудь вещи у играющих и прячет под кучки песка так, чтобы под одной из них была пара вещей, под другой – одна, под третьей – ничего. Спрятав предметы, водящий предлагает их искать. Кому достанется пара – тот выиграет, а кому пустая кучка – проигрывает. Выигравший становится водящим. Теперь он прячет предметы. Можно прятать крупные одинаковые по цвету и величине камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди. Игру можно продолжать до тех пор, пока она вызывает интерес у детей.
В «Змейку» лучше играть всей семьёй или объединится с другими семьями. Проводить игру лучше на просторной площадке, лужайке, лесной полянке. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Лучше, если им будет взрослый. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, вокруг деревьев,
делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивает вокруг крайнего игрока и раскручивает в другую сторону. Затем водящий подаёт сигнал, и все разбегаются в рассыпную. Затем по сигналу восстанавливают змейку.
Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась. Игру продолжают до тех пор, пока она не надоест.
В игру «Летучий мяч» или «Собачку» можно играть как большим коллективом. Так и втроём. Играющие встают в круг, водящий, выбранный считалкой, - в середину круга. По сигналу начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. А водящий должен его поймать. Если ему это удалось, он становится в круг, а тот, кому был брошен мяч – становится водящим. Разрешается при ловле мяча сходить с места. Играющие не должны задерживать мяч.
В вечернее время можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как «Чепуха», «Летает - не летает», «Крестики – нолики», которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребёнка и в то же время веселят всех.
Игра «Чепуха» всегда вызывает бурный восторг. Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый из участников игры загадывает какое-нибудь слово (предметы). Приходит водящий. Его цель назвать такое действие, которое могло случится с загаданными предметами. Он задает вопросы, а играющие отвечают загаданным словом. Например:
Тот играющий, чей ответ в большей степени сошёлся с вопросом, становится водящим. В ходе игры необходимо соблюдать следующие правила: играющие могут называть только загаданное слово, водящему нельзя повторять вопрос.
В игре «Узнай, кто» один из участников подкрадывается к водящему, выбранному считалкой, и закрывает ему глаза. Водящий по одежде на ощупь узнаёт, кто закрыл ему глаза и называет его имя.
Игра «Холодно – горячо» проводится дома. Один из играющих уходит из комнаты, другие прячут предмет. Вызывают водящего и предлагают ему найти предмет. Когда он приближается к предмету, играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется – «Холодно». Когда водящий находит предмет, выбирается новый водящий.
При организации детских праздников можно использовать наиболее яркие эмоциональные игры, такие как «Жмурки», «Фанты», «Молчанка», «Перелизы».
Перед началом игры «Молчанка» все участники произносят попевку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Как только прозвучит последнее слово, все должны замолчать. Ведущий, выбранный считалкой в начале игры, старается рассмешить играющих движениями, словами, прибаутками. Если кто-то засмеется или скажет слово – становится водящим. Так можно играть в игру «Фанты». Проигравший выполняет задание: поёт песню, рассказывает стих, танцует и т.д. Затем становится водящим.
В игре «Перелизы» играющие берутся за руки, образуя круг. Водящий, выбранный считалкой, остаётся в кругу. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья;
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят.
И все делают вот так.
При этом водящий делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или делает не так, становится водящим. Движения должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.
Для выбора водящего в народных играх предлагаются считалки.
Для разделения на команды в народных играх используется сговор. Играющие сговариваются между собой.
Ещё одна традиция народных игр – жребий. Его используют, если возник спор.
Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребёнок учится подчинять своё поведение правилам.
Обращение к народным играм обогащает опыт ребёнка, способствует созданию атмосферы радости, праздника.
Статью подготовила
воспитатель
Алдашова Елена Николаевна