тел: (8313) 20-95-13
email: ds126_dzr@mail.52gov.ru
адрес: г.Дзержинск, пр-т. Циолковского, дом 48-А
Заведующий: Сахарова Наталья Валерьевна
тел: (8313) 20-95-13
email: ds126_dzr@mail.52gov.ru
адрес: г.Дзержинск, пр-т. Циолковского, дом 48-А
Заведующий: Сахарова Наталья Валерьевна
«Колокольный звон в духовном развитии ребёнка».
Знакомство с колокольным звоном расширяет границы духовно-нравственного воспитания детей.
В организованной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что чутко бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой.
О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси.
В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны.
Предварительная работа
Группы раннего возраста |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая и подготовительная группы |
Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
|
Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Даём детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т.д. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус.нар мелодия, обработка Р.Рустамова из сборника Камертон ). |
Задания на развитие музыкального творчества у детей: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В.Моцарта «Колокольчики звенят» |
Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних или Пасхальных песенок. |
Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.
Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.
Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки). Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.
Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т.д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.
Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т.д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус.нар мелодия, обработка Р.Рустамова из сборника Камертон ).
В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В.Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних песенок.
Знакомство с колокольным звоном.
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России Дети знакомятся с видами колокольного звона: Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» - Э.Григ. |
Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, Знакомим детей с новыми видами звонов: Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов: М.П.Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов. |
На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. |
В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона: Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. Например: “Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет”; “А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем” и другие.
Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» - Э.Григ.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т.о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.
В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов: Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов: М.П.Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
Заключение.
Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает одухотворённость, приобщает к вере и оставляет в детях незабываемые ярчайшие впечатления, воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.
Материал подготовила
музыкальный руководитедь
Якунина О.Г.